воскресенье, 13 января 2019 г.

Читать, слушать, вдыхать: "451 градус по Фаренгейту"


Всё было так. Два года назад у нас в Нижнем гостила Юля. А после ее отъезда я обнаружила под подушкой, на которой она спала, книжку "451 градус по Фаренгейту". Я уже хотела писать, звонить ей, сообщать, что она забыла книжку у нас. А потом оказалось, что книжка подписана дарственной надписью и адресована эта надпись нам с мужем. Все-таки удивительно некоторые люди умеют делать подарки!

Тогда я подумала - хочу прочитать. Но надо быть последовательной, а потому сначала я дочитала начатое. Потом я прочитала необходимое. В общем, дело до Рея Брэдбери дошло только сейчас. А потом выяснилось второе обстоятельство: читать бумажные книги совершенно не успеваю, потому предпочитаю нынче аудиоформат. А Юлькина книжка мне просто греет душу.

О Брэдбери я теперь знаю две вещи:

1. Брэдбери - живописец. Он так умело накладывает слова одно на другое, что всякое происходящее событие [предмет, явление] становится трехмерным. И вот ты уже ощущаешь запах цветка, силу взрыва, холодность металла.

2. Брэдбери - предсказатель. Когда кто-то предсказывает будущее, это всегда восхищает. Так, написав в 50х годах прошлого века книгу "451 градус по Фаренгейту", Брэдбери обрисовал нашу современную жизнь. У меня срывается только один вопрос - откуда он знал?! Отдаю это на откуп его глубинному основательному уму и умению анализировать. Более всего меня восхищает, что Бредбери показал, как изменится человек, если изменится мир.

Сегодня мы имеем то, что имеем. И два главных вопроса: как это все случилось и как жить правильно. Не знаю, как вас, а меня они мучают. Ответ на первый дает понимание ситуации. Осведомлен - значит вооружен. А что, разве что-то такое происходит? Похоже, да. Если оторваться в автобусе от смартфона, поднять голову и посмотреть по сторонам, то вокруг увидишь таких же синих баклажанчиков, уткнувшихся в свои телефоны. С одной стороны, мы коротаем время, уткнувшись в телефоны. Так бы мы просто сидели и смотрели в окно или на людей. Но дело в том, что попутно мы бы думали, вспоминали, анализировали.

Брэдбери поднимает вопрос о том, как важно время на переваривание информации. А у нас его сейчас нет. Мы жрем информацию тоннами, без разбора, занимая время на переваривание пожиранием новой информации.

Так что, проблема в гаджетах, в интернете, в тоннах информации? Это так?

Признаюсь, что я подсела на крючок мобильного интернета 3 года назад, поменяв кнопочный Sony Ericsson на смартфон. Теперь он всегда со мной. Он помогает мне оперативно решать некоторые бытовые вопросы. Я могу всегда связаться с каждым из родственников. Еще он рассказывает мне некоторые новости, оповещает о почте, акциях, новых курсах, выставках, мероприятиях. В общем, он большой молодец.

Гаджеты - не проблема. Проблема в неумении противостоять им. 

Самая глобальная мысль этой книги для меня принадлежит одному из героев - Фаберу, старому человеку, владельцу запретных книг. Говорит он метафорично, сопоставляя хорошую книгу и человеческую жизнь. Итак, о хорошей книге Фабер говорит так:

"Знаете ли вы, почему книги, подобные этой, столь важны? Потому у них есть качество. А что означает слово "качество"? Для меня оно означает фактуру книги, ее ткань. У этой книги есть поры, она дышит. У неё есть лицо. Её можно изучать под микроскопом. И вы найдёте в ней жизнь, живую жизнь, протекающую перед вами в неисчерпаемом своём разнообразии. Чем больше пор, чем больше правдивого изображения разных сторон жизни на квадратный дюйм бумаги, тем более «художественна» книга. Вот моё определение качества. Давать подробности, новые подробности. Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Посредственные — лишь поверхностно скользят по ней. А плохие насилуют её и оставляют растерзанную на съедение мухам."

На необходимость детализации Брэдбери указывает и говоря о человеческой жизни. Мне так понятна и близка эта мысль, что я, пожалуй, объявила бы ее гимном этой книги. Вот, что, оказывается, происходит с нами - нам во всем не хватает детализации.

А что такое наша современная жизнь? Мы видим картинку жизни, но не знаем её нутра. Чтобы увидеть нутро, надо анализировать. Я не говорю о последствиях, только о проявлении нехватки глубины:

1. Сейчас благодаря интернету все мы имеем право высказаться. Даже больше - люди нарочно выставляют фотографии в сеть, а другие люди могут писать в комментариях все, что они хотят. И что же пишут эти люди? Обычно что-то вроде: "Класс!", "Красотуля", "П***то" и др. односложные словоформы. Чем-то это напоминает то, как общалась одна из героинь романа Милдред со своими подругами.

2. Мы становимся все более пустыми. Как это происходит? А вот как: нам не надо хранить почти никакой информации в голове. Все можно тут же уточнить в интернете.

3. Гаджеты позволяют решать много задач одновременно. И ты их решаешь, но проходишь по касательной. Мы как будто бы пролетаем над собственной жизнью, не оставляя в ней следов. Электронные письма, электронные поцелуи. Тысячи писем приходят нам на эл. ящики, даже если мы просто потенциальный потребитель чужих услуг. А в головах у нас остаются одни лишь заголовки.

4. Отличной иллюстрацией отсутствия глубины являются также многочисленные мастер-классы. У нас рождается иллюзия, что мы научились чему-то. Это всеохватывающее желание попробовать, но не раскусить.

Это все то, что пришло в голову. И все это не кажется таким уж ужасным, потому что это уже происходит с нами, а мы вроде как еще можем жить и есть печеньки. Не можем мы только остановиться и подумать долго; глубоко и спокойно дышать тоже не можем. Мы несемся, боясь что-то не успеть, проживая по касательной нашу жизнь.

И как же, что же делать? У Брэдбери звучит мысль о том, что надо вернуться к истокам, быть ближе к природе. Природа у него - символ спокойствия, продуманности, основательности. Я себе это как-то не представляю. Отказаться от благ цивилизации? Вы серьезно? Мне все же кажется, что мы обречены...

Ярлыки: , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница