Про "Жизнь живых"
Разговоры
про современное искусство чаще всего
кончаются жаркой баталией между
сторонниками академизма и противниками
запыленных полотен. Признаться, мое
отношение к современному искусству
весьма нестабильное. Как-то побывав еще
в Кирове на приезжей выставке «Ниже
нижнего» я приобрела много холодных
знаний о том, «что хотел сказать автор»,
да и то благодаря экскурсоводу. Но все
же, как сказал герой одного прекрасного
фильма «Молодость»: «Эмоции — это все,
что у нас есть». И я, пожалуй, подпишусь
под этой фразой. Она звучит как лозунг
современного поколения, хотя в фильме
«Молодость» она вложена в уста старика.
Так вот, по моему мнению, искусство
призвано вызывать эмоцию, а не мысль.
Точнее так: прежде эмоцию, а уж потом
мысль.
Я тут недавно
побывала на выставке «Жизнь живых»
(далее «ЖЖ») в «Арсенале» (Нижегородский
музей современного искусства). Мне
понравилось, было круто, впечатляюще.
При ответе на вопрос: «Что именно тебе
понравилось, Кристина?» всегда трудно
не сползти до детального описательного
повествования каждой работы в отдельности,
как это обычно бывает в школьном
сочинении. Но попробую все же сделать
несколько выводов по теме.
1. Во-первых,
«ЖЖ» - это об этом городе, о Нижнем, в
котором мне предстоит жить и который я
стремлюсь полюбить. Кураторы выставки
все прекрасно организовали и меня не
покидало чувство, что я тоже часть этого
города. Пожалуй, лучше всего здесь
подходит выражение — у меня получилось
«слиться с городом». Город — это хоровод
из зданий и людей. Здания меняются редко,
а люди чаще. «Музей жизни» вмещает в
себя все вместе: и холодность
конструктивистских проектов, и сердечные
встречи, объятия, чувства.
2. Вся экспозиция
пронизана общей темой неудобности. Это
история про неудобные места в городе,
про «лишних» людей, про лишние здания,
про лишний мусор. Как хочется не видеть
ненужного, не обращать на это внимания.
«Нам, пожалуйста, пластиковые коробки,
кубические здания и икеевскую лаконичность.
То есть мы, конечно, не против архитектурного
наследия и исторической памяти, но
хотелось бы как-то получить ее бесплатно».
А между необходимостью поддерживать
старый город и покупкой уютной квартиры
в современном доме мы выбираем последнее.
3. Впечатлила
инсталляция Ильи Долгова на тему Борской
поймы. Илья Долгов подарил прекрасный,
полный цветной поэзии текст о заливных
лугах. Как-то я не задумывалась раньше,
но Борская пойма — это же действительно
уникальное явление. Это кусочек дикой,
не тронутой человеком природы, окруженный
со всех сторон городом.
Много раз я
убеждаюсь, что жизнь и язык дает нам
идиомы, которые кажутся затертыми до
дыр, но они начинают играть яркими
красками, как только выпадает случай
проверить тот или иной шаблон на
собственной жизни.
Так, выражение
«слиться с природой» - это до дыр затертая
фразочка. В принципе, мы часто выезд на
шашлыки на дачу тоже называем
словосочетанием «слиться с природой».
Илья Долгов в ходе своей арт-резиденции
слился с природой гораздо более полно.
Человек — это тоже зверь. Когда этот
тезис укладывается в голове, - только
тогда можно начинать свое слияние с
природой. Так как это — слиться с
природой? Во-первых, надо впустить ее в
себя, а, во-вторых, попытаться самому
войти в нее. Впустить в себя не только
самоуверенную теплоту полуденного
солнца, но и промозглость холодной сырой
ночи; не только пение птиц, но и мерзкое
шуршание змеи. Это сложно, потому что
мы человеки, а, значит, на первый план
вылазит стремление к комфорту и
переделыванию природы под себя. Я бы
назвала этот процесс одомашиванием и
улучшением действительности. А каково
это - смириться и признать, что мы тоже
Божьи твари, такие же как ландыши или
черви?
4. Пожалуй,
самая трогательная часть выставки —
это история про городских сумасшедших.
Вот представьте себе: Покровка, субботний
вечер, музыка, мороженое, смех «приличной
толпы»... И вот какая-то убогая попрошайка,
поющая противным голосом жалостливые
песни. Мы хотим ее не видеть. Мы стараемся
ее не видеть. Она портит нашу приятную
картину мира. И тут происходит столкновение
социальной условности и свободы. Автор
работ «Сердечные прожекторы» собрала
всех людей «со странностями» и постаралась
обратить внимание на их беспомощную
искренность. И они совсем иначе, по-новому
смотрятся в музейных стенах. Покрытое
«интеллектуальным соусом», их творчество
уже не кажется столь отвратительных и
убогим. Автор этой части выставки не
без иронии проводит параллель с
современным искусством в целом: только
под определенным «интеллектуальным
соусом» оно может существовать.
И еще хочется
кинуть реплику о понимании современного
искусства. Отдельную работу понять
гораздо сложнее, чем грамотно составленную
экспозицию. Потому что когда ты
рассматриваешь хорошо составленную
экспозицию, то в голове у тебя крутиться
правильно заданная музыка, и стопка
бумаги уже не кажется стопкой бумаги,
а вполне себе нормальным арт-объектом.
Так вот на «ЖЖ» музыка у меня в голове
была, правда-правда. Так что
советую-рекомендую)))))))
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница