среда, 16 ноября 2016 г.

Организация труда


Рядом с нашим домом есть несколько пятиэтажек хрущевcкой эпохи. Они состарились вместе со своими обитателями. Это тот тип домов, где много бабушек и где все друг друга знают. Мы с сыном часто гуляем в ту сторону, и в силу неспешности наших прогулок у меня есть возможность много наблюдать. Бабки там, в этих домах, замечательные. Бабки — они и в Африке бабки))) Сидят, семечки щелкают, глазами провожают каждого человека. Если проходит какая-нибудь молодая девушка Маша из их подъезда, которую они «еще трехлетней девчушкой помнят», непременно скажут ей бесцеремонно в спину: «Машка-то как выросла, какая красавица стала». А когда эта бедная Маша отойдет на почтенное расстояние, скажут что-нибудь такое, уже шепотом: «А отчим-то ее бьет...» или «А Ванька-то ее бросил», ну или что-то в этом духе.
Вчера мы с сыном гуляли в сторону хрущевок. Доходим до «хрущевского» двора. Вдруг слышу диалог двух бабулек. Одна другой говорит: «Ты уже тут? Так я, значит, за тобой буду». Я еще подумала: до чего же мы, постсоюзное поколение, неученые, в отличие от этих закаленных перестроечными очередями пожилых женщин. Главное — это занять, даже если конкурент у тебя всего один. Речь в диалоге, очевидно, шла про какую-то очередь. Когда мы с сыном возвращались обратно и проходили мимо этого же места, то стало понятно, что очередь была за молоком. Какой-то предприимчивый фермер возит бабулям молоко по 39 рублей за литр. И возле его машины с цистерной действительно выстраивается очередь из бабулек, разбавленная двумя-тремя молодыми людьми в смешных шапках с помпонами.
Молочник этот, как я услышала в толпе, всегда приезжает в одно и то же время, тем самым внося в пенсионерский распорядок дня слово «надо»: «Надо сходить за молоком в 2 часа дня».

Наблюдая эту идиллическую картину раздачи молока, я подумала, что это «надо» сделало из обезьяны человека. «Надо» наполняет жизнь среднестатистического человека смыслом и вносит дисциплину в хаотичность бытия. Например: «Надо идти на работу к 8 утра». А что если не надо идти на работу? Как при этом не сойти с ума? Ответ очевиден. Следует наполнить свой день какими-то другими необходимостями - другими «надо». Ну, положим, необходимостей у меня в декрете хватает. Но за чередой бытовой картошки просачивается и требует жизни росток творчества.

Мне довелось бывать в мастерских настоящих художников (имеется в виду не дизайнеров, у которых сроки и которые работают на то, «чтоб клиенту понравилось», а именно художников-художников). И меня всегда неизменно интересовал вопрос: «Как, черт возьми, человек может работать художником?». Нет, речь не о сиюминутном вдохновении тем, как «горят на синем... апельсины» и не о непреодолимом желание, пропустив их через мясорубку своей души, выплеснуть на белый лист акварельной радостью. Нет! Это-то мне как-раз знакомо. Я говорю о кропотливой каждодневной работе над холстом и над собой.

Как-то мне встретился заголовок книги «Как организовать творческий труд». Цитируя кого-то из моих друзей, скажу: «Я испытываю некоторое недоверие ко всем книгам, которые начинаются со слова «как». Я согласна с таким мнением, поэтому острого желания прочесть эту книгу у меня не возникло. Но ведь это действительно проблема — как организовать творческий процесс, чтобы он сдвинулся с мертвой точки и не перестал при этом быть творческим! Можно ведь всю жизнь водить карандашом в поисках нужной линии. Или бесконечно долго выбирать нужный цвет и ни на что так и не решиться. Что делать? Как быть?

Для каждого отдельно взятого человека время всегда конечно. У кого-то его больше, у кого-то меньше. Поэтому самое главное — это научиться чувствовать свое время. Думаю, этому следует учить детей еще в детстве. Самое лучшее — это нагружать их какими-то обязанностями по дому. При этом не стоит умалять важности выполнения уроков и посещения кружков. Ну, и конечно, мое любимое — режим. Ложиться спать всегда в одно и то же время. Тогда ребенок будет чувствовать, что у него есть столько-то времени, и стараться вписаться в него со своими делами. Я, к сожалению, не могу похвастаться умением чувствовать время. Я была слишком любимым ребенком, поэтому мне всегда казалось, что время мое никогда не кончится. Хотя, спасибо моему сыну, он планомерно учит меня чувствовать время.

Второе, самое главное, почувствовав в своих руках кусок времени, как кусок добротного мяса, нужно решить, что из этого богатства можно сделать. Не из всякого мяса можно сделать отбивные. Так и не из всякого времени можно сделать большое дело. Итак, важно понять: «У меня есть столько-то времени, и за это время я хочу сделать дело N». Самая большая моя ошибка — это желание сделать все и сразу. Это жутко, но слово «план» плечами расталкивает место для себя в моей жизни. К сожалению, именно план, а не мечта...


Я начала свою заметку с зарисовки, связанной с периодичностью выполнения в нашей жизни каких-то дел. Периодичность облегчает и наводит дисциплину. Я бы даже сказала так: «Периодичность материальна, почти осязаема. Периодичность помогает работать на результат». Но приемлема ли периодичность к творческому занятию? Я тут решила поставить над собой эксперимент. Мне про себя известно, что рисовальщик из меня крайне посредственный. Более того, это проблема такого рода, для которой я точно знаю решение. Чтобы научиться лучше рисовать, надо делать больше набросков. Я поставила себе цель - делать три наброска в день с той же самой регулярностью, с которой я чищу зубы каждое утро. Так я продержалась месяц. Через месяц мои штудии перестали иметь вообще что-то общее с творчеством. Выглядело это примерно так: «Сейчас я сделаю три наброска, а потом займусь чем-нибудь для души». Хотя, конечно, в учебных целях три наброска в день — это очень действенно. В то же время мне сложно себе представить, чтобы взрослый дядя-художник сказал себе: «Буду рисовать на этом большом натюрморте по три предмета в день». Звучит достаточно комично.

Еще один вопрос — когда будет закончен ваш проект? По опыту своей работы я знаю, что проект закончен, когда заказчик его принял и оплатил. Но что делать, когда нет этого третьего лица, которое бы подытожило: «Молодец! Возьми пирожок с полочки». Ведь известно, что нет предела совершенству. И любую работу можно делать бесконечно долго. И когда наступает тот момент, в который ты готов договориться со своей совестью: «Ладно! И так сойдет».))))) И тут всплывает в памяти Виктор Васнецов с его «Богатырями», занявшими 20 лет его жизни. Меня всегда восхищала эта цифра — 20 лет!!!

Работать — значит трудиться. Раньше мне казалось, что вот же, одна линия — и уже кошка. Или женщина. Или корабль. Можно ведь выехать на одном темпераменте. Или, у кого он есть, на таланте. Прекрасно сказал герой фильма «Портрет жены художника» о работе молодого начинающего автора: «В ней мало труда». Эта фраза стала для меня отправной точкой для переосмысления работы. Труда должно быть много во всем. 

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница