Организация труда
Рядом с нашим домом есть несколько пятиэтажек хрущевcкой эпохи. Они состарились вместе со своими обитателями. Это тот тип домов, где много бабушек и где все друг друга знают. Мы с сыном часто гуляем в ту сторону, и в силу неспешности наших прогулок у меня есть возможность много наблюдать. Бабки там, в этих домах, замечательные. Бабки — они и в Африке бабки))) Сидят, семечки щелкают, глазами провожают каждого человека. Если проходит какая-нибудь молодая девушка Маша из их подъезда, которую они «еще трехлетней девчушкой помнят», непременно скажут ей бесцеремонно в спину: «Машка-то как выросла, какая красавица стала». А когда эта бедная Маша отойдет на почтенное расстояние, скажут что-нибудь такое, уже шепотом: «А отчим-то ее бьет...» или «А Ванька-то ее бросил», ну или что-то в этом духе.
Вчера мы с
сыном гуляли в сторону хрущевок. Доходим
до «хрущевского» двора. Вдруг слышу
диалог двух бабулек. Одна другой говорит:
«Ты уже тут? Так я, значит, за тобой буду».
Я еще подумала: до чего же мы, постсоюзное
поколение, неученые, в отличие от этих
закаленных перестроечными очередями
пожилых женщин. Главное — это занять,
даже если конкурент у тебя всего один.
Речь в диалоге, очевидно, шла про какую-то
очередь. Когда мы с сыном возвращались
обратно и проходили мимо этого же места,
то стало понятно, что очередь была за
молоком. Какой-то предприимчивый фермер
возит бабулям молоко по 39 рублей за
литр. И возле его машины с цистерной
действительно выстраивается очередь
из бабулек, разбавленная двумя-тремя
молодыми людьми в смешных шапках с
помпонами.
Молочник
этот, как я услышала в толпе, всегда
приезжает в одно и то же время, тем самым
внося в пенсионерский распорядок дня
слово «надо»: «Надо сходить за молоком
в 2 часа дня».
Наблюдая эту
идиллическую картину раздачи молока,
я подумала, что это «надо» сделало из
обезьяны человека. «Надо» наполняет
жизнь среднестатистического человека
смыслом и вносит дисциплину в хаотичность
бытия. Например: «Надо идти на работу к
8 утра». А что если не надо идти на работу?
Как при этом не сойти с ума? Ответ
очевиден. Следует наполнить свой день
какими-то другими необходимостями -
другими «надо». Ну, положим, необходимостей
у меня в декрете хватает. Но за чередой
бытовой картошки просачивается и требует
жизни росток творчества.
Мне довелось
бывать в мастерских настоящих художников
(имеется в виду не дизайнеров, у которых
сроки и которые работают на то, «чтоб
клиенту понравилось», а именно
художников-художников). И меня всегда
неизменно интересовал вопрос: «Как,
черт возьми, человек может работать
художником?». Нет, речь не о сиюминутном
вдохновении тем, как «горят на синем...
апельсины» и не о непреодолимом желание,
пропустив их через мясорубку своей
души, выплеснуть на белый лист акварельной
радостью. Нет! Это-то мне как-раз знакомо.
Я говорю о кропотливой каждодневной
работе над холстом и над собой.
Как-то мне
встретился заголовок книги «Как
организовать творческий труд». Цитируя
кого-то из моих друзей, скажу: «Я испытываю
некоторое недоверие ко всем книгам,
которые начинаются со слова «как». Я
согласна с таким мнением, поэтому острого
желания прочесть эту книгу у меня не
возникло. Но ведь это действительно
проблема — как организовать творческий
процесс, чтобы он сдвинулся с мертвой
точки и не перестал при этом быть
творческим! Можно ведь всю жизнь водить
карандашом в поисках нужной линии. Или
бесконечно долго выбирать нужный цвет
и ни на что так и не решиться. Что делать?
Как быть?
Для каждого
отдельно взятого человека время всегда
конечно. У кого-то его больше, у кого-то
меньше. Поэтому самое главное — это
научиться чувствовать свое время. Думаю,
этому следует учить детей еще в детстве.
Самое лучшее — это нагружать их какими-то
обязанностями по дому. При этом не стоит
умалять важности выполнения уроков и
посещения кружков. Ну, и конечно, мое
любимое — режим. Ложиться спать всегда
в одно и то же время. Тогда ребенок будет
чувствовать, что у него есть столько-то
времени, и стараться вписаться в него
со своими делами. Я, к сожалению, не могу
похвастаться умением чувствовать время.
Я была слишком любимым ребенком, поэтому
мне всегда казалось, что время мое
никогда не кончится. Хотя, спасибо моему
сыну, он планомерно учит меня чувствовать
время.
Второе, самое
главное, почувствовав в своих руках кусок времени, как кусок
добротного мяса, нужно решить, что из
этого богатства можно сделать. Не из
всякого мяса можно сделать отбивные.
Так и не из всякого времени можно сделать
большое дело. Итак, важно понять: «У меня
есть столько-то времени, и за это время
я хочу сделать дело N». Самая большая
моя ошибка — это желание сделать все и
сразу. Это жутко, но слово «план» плечами
расталкивает место для себя в моей
жизни. К сожалению, именно план, а не
мечта...
Я начала свою
заметку с зарисовки, связанной с
периодичностью выполнения в нашей жизни
каких-то дел. Периодичность облегчает
и наводит дисциплину. Я бы даже сказала
так: «Периодичность материальна, почти
осязаема. Периодичность помогает
работать на результат». Но приемлема
ли периодичность к творческому занятию? Я тут решила
поставить над собой эксперимент. Мне
про себя известно, что рисовальщик из
меня крайне посредственный. Более того,
это проблема такого рода, для которой
я точно знаю решение. Чтобы научиться
лучше рисовать, надо делать больше
набросков. Я поставила себе цель - делать
три наброска в день с той же самой
регулярностью, с которой я чищу зубы
каждое утро. Так я продержалась месяц.
Через месяц мои штудии
перестали иметь вообще что-то общее с
творчеством. Выглядело это примерно
так: «Сейчас я сделаю три наброска, а
потом займусь чем-нибудь для души».
Хотя, конечно, в учебных целях три наброска
в день — это очень действенно. В то же
время мне сложно себе представить, чтобы
взрослый дядя-художник сказал себе:
«Буду рисовать на этом большом натюрморте
по три предмета в день». Звучит достаточно
комично.
Еще один
вопрос — когда будет закончен ваш проект? По
опыту своей работы я знаю, что проект
закончен, когда заказчик его принял и
оплатил. Но что делать, когда нет этого
третьего лица, которое бы подытожило:
«Молодец! Возьми пирожок с полочки».
Ведь известно, что нет предела совершенству.
И любую работу можно делать бесконечно
долго. И когда наступает тот момент, в
который ты готов договориться со своей
совестью: «Ладно! И так сойдет».))))) И тут
всплывает в памяти Виктор Васнецов с
его «Богатырями», занявшими 20 лет его
жизни. Меня всегда восхищала эта цифра
— 20 лет!!!
Работать —
значит трудиться. Раньше мне казалось,
что вот же, одна линия — и уже кошка. Или
женщина. Или корабль. Можно ведь выехать
на одном темпераменте. Или, у кого он
есть, на таланте. Прекрасно сказал герой
фильма «Портрет жены художника» о работе
молодого начинающего автора: «В ней
мало труда». Эта фраза стала для меня
отправной точкой для переосмысления
работы. Труда должно быть много во всем.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница