четверг, 12 апреля 2018 г.

О "Новой типографике" Яна Чихольда




За определенное денежное вознаграждение "Лабиринт" прислал мне умную книгу по типографике "Новая типографика" Яна Чихольда. Обязательно прочитать ее - это был совет советов! Честно говоря, даже уже не помню, кто именно посоветовал. В общем, я это сделала. И вот какой след в моей душе оставила эта книга.

[
Коротко о моих сокращениях:
   >ЯЧ - Ян Чихольд
   >"НТ" - "Новая типографика"
]

Ян Чихольд (1902 - 1974 г.) - немецкий типограф и дизайнер. Книга была написана в 20-х годах прошлого века. С тех пор многое изменилось, кое-что в книге не выдержало проверку временем, но, тем не менее, книга представляет не только исторический интерес. Читая ее, понимаешь, что все, что мы сейчас имеем в полиграфическом дизайне и даже в эстетике веба - это все оттуда, из 20-30х годов прошлого века.

Книга "НТ" - это бескомпромиссный манифест нового времени. Тут важно сказать о той эпохе  пару слов. Это было очень неспокойной время в искусстве и я, черт возьми, хотела бы туда спутешествовать на машине времени (только бы как-то аккуратно не зацепить фашистскую  Германию). В общем, много было всяких манифестов, которые яростно и "не жалея живота своего" ругали старое искусство и устанавливали новые правила игры.

Что произошло в искусстве? Почему оно так изменилось? Откуда взялись все эти кубы и квадраты, писсуары в виде фонтанов, странные стихи, изобилующие неприятными звукоподражаниями? Где милые сердцу пасторальные пейзажи, растительные мотивы, возвышенные оды? Как такое случилось, что искусство стало неудобным и неприятным? 


"Фонтан" (1917г), Марсель Дюшан

А случилось следующее. Искусство всего лишь откликнулось на изменившуюся реальность. До ХХ века человек жил внутри природы и повиновался ей. Но после технической революции все изменилось. Человек сам начал формировать реальность. Живопись - это лишь следствие. Она всегда просто соответствовала духу времени. Новые формы выражения - это то, что искали художники. Не стоит забывать, что в это время появился фотоаппарат, и необходимость фиксировать на полотнах ускользающую реальность потеряла свою актуальность. Теперь перед художниками стала другая задача - формировать эту реальность.

Но даже несмотря на такие логичные доводы, нельзя не заметить некоторое беснование в творческой среде. Если говорить метафорично: беснование - это всего лишь рождение нового. Кажется, это был процесс отпочковывания дизайна? Киньте в меня камень, если это звучит очень наивно. Но именно такое объяснение процесса кажется мне близким.

Опустим лирику, идем дальше.

Как мы пришли к конструктивизму? И еще немного о том, как я понимаю, что такое конструктивизм. [Уважаемые преподаватели, которые тратили зря со мною время - не взыщите на непонимание мною тонких различий между разными направлениями в искусстве - я просто машу шашкой]

Итак, начало прошлого века. Что происходит? Вот что. Появились машины. Машины могут все. Они даже могут сделать из говна конфетку. И это будет дешево. Но это будет конфетка.  
Люди сказали:
"Я хочу конфетку!"
"И я хочу!"
"И я!!!"
Что ж! У всех по конфетке. Но мы-то с вами знаем какого рода эти конфетки. Машины научились скрывать дешевый материал. Как это называется? Это называется ширпотреб. 

Нет, было, конечно, не совсем так. Было подражание старым стилям. Но все равно случилось какое-то обесценивание вещей. Потому что искусственное золото - это лишь жалкое подобие настоящего. Это пошло - носить искусственное золото. Хоть оно и блестит, но это очень дешевый блеск, не передающий сути предмета.

Вдруг стало понятно, что глупо и безвкусно делать, скажем, портсигар прямоугольной формы, а потом городить поверх него всякие бешеные розочки. Да так отчаянно городить, что не найдешь потом уже среди этих розочек сути предмета. Прямоугольный портсигар сам по себе красив. Простой прямоугольник отражает сущность предмета, его конструкцию. 

Один из принципов конструктивизма - честность, открытость, ясность.
Дизайн диктуется внутренним содержанием. Не надо делать лишних, необдуманных украшательств. Спокойствие, взвешенность, расчёт, экономичность. И... привет, дизайн! Настоящий, масштабный, промышленный.

В типографике в 20-30х годах происходили то же самое. Самое главное - пора распрощаться с индивидуализмом, заменив его масштабной, ориентированной на широкие массы печатью. Исчерпывает себя подражательство старым стилям. Тексты, объемы печати и условия прочтения требуют переворота в типографском искусстве. 

И вот какие принципы новой типографики сформулировал ЯЧ:

1. Ясность и честность. И это не абстракция. Человек в ХХ веке стал читать больше и быстрее, а потому тексты должны быть под это заточены (четкие шрифты без лишних витиеватостей, оживление текста типографскими средствами). Человек должен иметь возможность читать по диагонали - иметь возможность "прочитать" газету за несколько минут. Как вам такое, а?

2. Конструктивизм в типографике. Раньше книг было мало и их читали вслух. Таким образом, текст воспринимали на слух. Восприятие зависело от того, насколько хорошо поработал чтец, а само оформление текста воспринималось только чтецом. Сейчас преобладает чтение про себя. Глаз - основной анализатор и восприемник информации. Поэтому стоит работать над типографикой, которая призвана помочь восприятию. Ярким примером может служить оформление сборника стихов Маяковского, выполненное Элем Лисицким.


Оформление книги В. Маяковского "Для голоса", 
выполнено Элем Лисицким

3. Стандартизация. Стандартизации в книге уделено довольно много внимания. Стандартизация - это, пожалуй, то, из-за чего можно возненавидеть эту книгу. Во времена ЯЧ DIN-стандарт (прародитель нашего ISO) только зарождался, и все эти пляски вокруг него были невероятно актуальны. Почему необходим стандарт? ЯЧ отвечает на этот вопрос так. Во-первых, сложно справиться с наплывом печатной продукции. А если она еще и сконструирована "как Бог на душу положит", то это вообще невозможно. Ну и второе - экономичность. Призыв отказаться от кустарного производства подразумевает собой использование машин. А машины сложно трансформировать. Они заточены под определенные входные параметры. 

4. Стандартизация - не единственное ограничение, которое накладывает ЯЧ на работу нового типографа. Семейства шрифтов ("давайте ограничимся антиквой и гротеском" - говорит он), кегль и направление текста - вот, пожалуй, и все инструменты современного типографа. Никаких украшательств, орнаментов, случайных элементов. Антиква и гротеск - это более или менее читабельные шрифты. А до Нового времени в почете у печатников была фрактура.  Хох! Как бы выглядела моя клавиатура, не случись переворота в типографике.



Филиппо Томмазо Маринетти. Стихотворение из книги
Les mots en liberte futuristes. Милан, 1919 г. 

3. Асимметричная композиция. Лучше всего старую типографику можно охарактеризовать  так - "она была нанизана на ось симметрии". Симметрия - это боль человечества. Конечно, то, что заявляет ЯЧ в своей книге, слишком радикально, и совсем убить симметрию  невозможно. Но прививка асимметрией время от времени просто необходима. Наш мозг подсознательно хочет все "устаканить", "распополамить",   поделить поровну. Генетически заложено противиться энтропии. Или так: "А давайте на всякий случай сделаем симметрично - уж точно не проиграем". В общем, хватит примеров, так называемого,  старого мышления. Новая композиция - это история про неудобное. Новая композиция всегда балансирует на волоске. Это когда ты поймал ту единственную точку равновесия, шагнув за которую, все рухнет. Это очень тонко и выходит далеко за рамки формального описания требований. Это практически квинтэссенция современности.


Постер с асимметричной композицией

4. Контрасты. Кажется, что радикальная контрастность - это вообще ключевой прием  эпатирующей Новой типографики. Контрасты в размере шрифта, цвете, направлении. Но любой контраст должен исходить из сути текста - тут не может быть отступлений.


Макс Бурхартц и Иоганн Канис. 
Открытка стандартного формата.

5. Сила белого цвета. Как известно, цвета имеют определенное воздействие на человека. ЯЧ предлагает относиться к цвету хладнокровно, как к точному инструменту. Любое использование того или иного цвета в типографике должно быть оправдано содержанием. Самое простое: 
  • белый - сияние, отражение;
  • красный - выделение, выдвижение на первый план;
  • черный - уход в тень, задний план.

В рассуждениях о цвете более всего меня зацепило то, как ЯЧ пишет о белом. И вот пара мыслей по этому поводу:
- Мысль первая. Белые плоскости - это тоже часть композиции. А вот теперь пример из кулинарной книги: "Ничто так не подчеркивает сладости пирога как щепотка соли, добавленная в него". Перефразируем: "Ничто так не фокусирует внимание на черном тексте как белый фон".


Главная страница Яндекса - 
пример композиционной силы белого цвета


- Мысль вторая. А еще я родом из девяностых. Это было время, когда с запада на нас двинула волна кислотной рекламы, брендов, отвратительной вредной  пищи. Это время вкусовщины, когда серость совка сменилась безвкусным разнообразием и перебором во всем. Если уж реклама - то все пространство использовать максимально. Если уж сообщить о марке одежды, то крупным шрифтом и желательно где-то в области сисек. А потом это буйство красок стало затухать. И мне удалось даже в сознании маленькой девочки зафиксировать тот момент, когда белый цвет вернулся очистительным спасением. И знаете что? Тогда многоцветия и  заполненности было еще так много, поэтому белый фон отлично работал. Минималистичную рекламу на белом фоне замечали лучше всего. [Ну, это мои такие субъективные ощущения].

***

Ну всё. Теперь, кажется я написала все, что хотела, и эта книга меня отпустила. Она больше не будет лежать возле моей кровати и смущать меня своей желтизной. Кстати, автор книги меня отругал бы за легкомысленные три звездочки, поставленные выше. Да и за оформление этой статьи в целом, что уж греха таить))))

Ярлыки: , , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница