воскресенье, 3 марта 2019 г.

"Дизайн привычных вещей": книга, которую я сожрала, но не переварила



Невероятно привлекательная обложка первого издания книги "Дизайн привычных вещей" изображала красный чайник, которым нельзя пользоваться, слово "дизайн" манило, а рекомендация уважаемого человека давала этой книге +100 к тому, чтобы я ее прочла.

И вот я прочла то самое первое издание. И теперь могу с полной ответственностью заявить: "Это не моя книга". То ли я до нее не доросла, то ли ее плохо перевели, то ли надо было разориться и купить последнее издание. Кстати, последний фактор действительно имеет место быть. В 2018ом году появилось 2-ое издание книги. Надеюсь, оно решает проблемы неактуальности примеров из первого. Книга слишком долго жила сама по себе (около 15 лет). За это время многие "боли" в дизайне, о которых заявил Норман в своей книге, были вылечены. Мне просто не довелось с ними встретиться во взрослой жизни.

Как признается сам автор [Дональд Норман], первое вариант названия книги звучал менее привлекательно "Психология привычных вещей". И книга действительно о психологии. Львиная доля книги описывает поведение людей при взаимодействии с различными сущностями.

Автор не является дизайнером. Википедия дает его определение как: "учёный в области когнитивистики, дизайна и пользовательской инженерии". Его личность можно охарактеризовать как "заморачивающийся пользователь". Он стоит во главе огромной армии пользователей и защищает их права. Мысль, которая красной нитью проходит через всю книгу можно сформулировать так: "Если вы не знаете, как пользоваться той или иной вещью, то это не ваша проблема. Это проблема плохого дизайна". Ну, спасибо, дорогой Дональд! А то я каждый раз получаю психологическую травму, как только не знаю, как запустить чужой фотоаппарат, микроволновку, телефон и т.д. Пока читала эту книгу превратилась в ловца дизайнерских косяков. Пиком моего "норманства" был момент, когда я больно прищемила палец, держась за ручку двери. Дело в том, что ручка была прибита так близко к краю двери, что при закрытии палец застревал между наличником двери и обналичкой. Мир не совершенен)))

На самом деле, Норман говорит не о том, что мы привыкли называть дизайном. Среднестатистический гражданин, когда слышит слово "дизайн", думает о "красивости". В интерпретации Нормана дизайнер должен быть прежде всего конструктором. И речь в его книге идет о том, чему мы сейчас дали красивое название "юзабилити".

В общем, эта книга, бывшая в свое время очень популярной, полезна и сейчас хотя бы тем, что она формализует многие понятия дизайна.

Итак,

7 принципов хорошего дизайна от Дональда Нормана:

1. Ясная концептуальная модель.

Надо перенести как можно больше информации в окружающий мир. ДН выделяет два типа знаний: внутренние и внешние. Внутренние - это то, что мы заучили. Внешние - это фрагмент внешнего мира, которые нам подсказывают, как следует поступать.
Например, если мы попали в незнакомый город, нам ни к чему в уме держать всю схему метро. Мы все равно сможем не заблудиться, так как в метро, как правило,  есть спасительные указатели.

2. Разбиение на подзадачи.

Очевидное: надо стараться громоздкие действия упрощать, разбивая на подзадачи.
Когда мы оформляем заказ в интернет-магазине, нам приходится заполнять форму, состоящую, как правило, из трех частей: личные данные, доставка, оплата. Большие формы, приводят в состояние паники неподготовленного человека. Естественной идеей было разбиение формы на 3 блока или даже три отдельные страницы.

3. Наглядность.

Сделать дизайн наглядным: ликвидировать разрыв оценки и выполнения. Тут надо пояснение. Когда мы смотрим на прибор [кнопку, переключатель и т.д.], мы должны четко представлять, какую задачу он[она] выполняет. Пример: гиперссылки должны быть как-то обозначены (цветом, подчеркиванием и т.д.). Подсветка в данном случае подсказывает: при нажатии на ссылку что-то произойдет. Скорее всего, переход на другую страницу. 
Вторая проблема: когда пользователь выполнил действие, он должен получить какой-то сигнал о том, что действие выполнилось/не выполнилось. Эта проблема названа у Нормана разрывом оценки. Пример: прогресс-бар, который отражает актуальные данные о выполнении запущенного действия очень согревает душу и расслабляет нервы.

4. Правильные соответствия. 

ДН  провозглашает принцип соответствия: количество кнопок равно количеству функций.
Вот, например, моя посудомоечная машина. Сейчас с ней все в порядке, потому что я привыкла. Но с ходу с ней не задружишь. У нее всего две кнопки и 5 режимов. Ну, с первой кнопкой все в порядке. Это просто "вкл/выкл". Ее убираем из внимания. А дальше ситуация накаляется. Остается одна кнопка и 5 режимов. Оказывается, если нажмешь на эту кнопку 1 раз, то включается первый режим, если 2 раза - второй и т.д. Спасибо еще, что нет разрыва оценки: при активации того или иного режима напротив него подсвечивается лампочка.

5. Ограничители. 

Дизайнер должен моделировать поведение пользователя, создавая ряд ограничений.
Самый простой пример, который приходит в голову - невозможно отправить форму, пока не заполнены все обязательные поля. Другой пример - в некоторых интернет-магазинах не появляется кнопка "оплатить", пока не укомплектован заказ. 

6. Изменить отношение к ошибкам.

Человеку свойственно ошибаться. С этим стоит считаться. Для любого действия надо давать возможность отката. Пример - корзина в наших компьютерах, которая является промежуточным состоянием между окончательной потерей важного документа и возможностью его восстановить. Или, например, вы всегда можете поменять данные, указанные при регистрации на сайте, в своем профиле.

7. Стандартизация.

Отношение к стандартизации такое: как только ничего другого не помогает - стоит стандартизировать. Например, мы закручиваем резьбу по часовой стрелке, а раскручиваем - против. Это так глубоко в нас вросло, что мы даже не задумываемся об этом, когда выполняем это действие. Тем более - недопустимо менять это правило. Недавно встретилась с нарушением этого принципа детской игрушке - ручке для рисования водой. У ручки надо было открутить колпачок, чтобы наполнить водой. Сил не хватило ни у меня, ни у мужа. Пришлось сорвать. И только путем каких-то чудесных манипуляций мы догадались, что ручка раскручивается по часовой стрелке. 

Вот и все. Есть ощущение, что все это само собой разумеется. Но лишний раз все это проговорить - не помешает. Здорово, когда все разложено по полочкам.

Ярлыки: , , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница