На обломках Римской Империи
Едва ли есть более растиражированный символ Рима, чем Колизей. Его рисуют на обложках путеводителей, открытках, афишах, пакетах, футболках, салфетках, ручках, носках, брелоках... Этот список можно продолжать бесконечно. В общем, скажи мне "Рим", и я скажу тебе - "Колизей".
Но все-таки, чтобы капельку систематизировать свои знания, давайте, вспомним. Колизей - это огрмный театр, котрый был построен при правлении династии Флавиев. Строительство началось в 72ом году нашей эры при императоре Веспасиане и было закончено уже в 80ом при Тите. Это был такой подарок правящей династии своему народу. Перед Веспасианом империей правил Нерон, который так разгневал народ, что получил гражданскую войну в лоб. Поэтому следующий за Нероном император должен был как-то задобрить свой народ. А потому решил обеспечить его "хлебом и зрелищами", начав строительство масштабнейшего амфитеатра. И действительно - это было для народа. Вход в Колизей был бесплатным. Любой мог прийти в Колизей на выступление и занять место соответствующее своему титулу.
- Всего 8 лет.
- Размеры амфитеатра - 188*156 м.
- Высота достигает почти 50м.
- Вместимость - выше 50 000 человек.
Чудо! При том, что использовался только ручной труд рабов. Никаких вам тракторов, экскаваторов и подъемных кранов!
Но что действительно потрясает, так это цифры погибших на сцене Колизея. Колизей не был театром в нашем привычном понимании, потому что там всё было по-настоящему. Гладиаторские бои, битвы человека с животными, битвы между животными - всё это было не сыгранным, а "взаправдашним". Такие вот цифры нашла я в интернете: за все время существования Колизея погиб 1 млн животных и около 500 тыс людей.
Первыми моими мыслями были ужас и непонимание. Как так? Что это за люди жили в начале нашей эры, что им нравилось смотреть на то, как умирают другие люди. Более того - они получали от этого наслаждение. Я стала думать, пытаться поставить себя на место тех людей и найти ответ на вопрос: "Почему они любили смотреть на смерть?"
И тут у меня две мысли:
№1. Людям любопытно. Это просто чистое любопытство! "Как? Что за низость!" - скажете вы. "Мы не такие!" - скажете вы. Я тоже сначала склонялась к таким восклицаниям. А потом посмотрела на километровые очереди желающих посмотреть Колизей внутри и поняла - мы такие же. Дело в том, что если ты не искусствовед и не историк, то внутри амфитеатра тебе делать абсолютно нечего. Снаружи Колизей пленит, узнаваемость формы так и щепчет "Сфоткай меня"... Но внутри-то - это просто развалины. Это просто старый разрушенный улей, изображение которого, кстати, легко можно найти в интернете. Но мы все равно почему-то не верим, стоим эти километровые очереди, замираем сердцем, когда попадаем внутрь, пройдя тройную броню охраны. И видим - ничего. А что вы хотели там увидеть? Кажется, каждый где-то на краю своей души все же надеется увидеть какое-нибудь дохлое животное или убитого гладиатора на арене Колизея. Короче, любопытство - такая мерзкая, тягучая животная слизь, которая заливает нам глаза и толкает подсматривать.
№2. Бои в Колизее прекратились, когда Рим стал христианским. Христианство запрещает убийство других людей. И неужели же это правда - единственной силой, которая сдерживает нас от убийства, является наша религия и закон, сформированный согласно этой религии, по ее нормам морали и заповедям? Все-таки общество оказывает огромное влияние на человека. Более того, человек - существо социо-биологическое. Поэтому все, что у нас небиологического имеет социальную природу. "Да нет же," - скажете вы, - "у меня характер! У меня воля! У меня принципы! У меня стержень!". А я считаю, что не стоит приписывать себе стержень. Все, что составляет ваш стержень - это было когда-то влито в вас обществом. Или даже - общественным мнением. Просто иногда это было так давно, что вы уже забыли об этом.
Третью причину популярности Колизея в Древнем Риме я нашла у искусствоведа Паолы Волковой в книге "Мост через бездну". Она пишет об особенной вплетенности театра в жизнь римлянина. Мы все играем пьесу своей жизни. Но в отличие от нас, смерь римлянином воспринималась как театральный поворот сюжета. Честно - мне сложно в это поверить, но за что купила - за то и продаю. Так вот. Самоубийство в Риме не считалось грехом, катастрофой, малодушием. Более того, считалось, что человек сам властен поставить красивую точку в своей жизни, тем самым полностью срежиссировав жизненный спектакль. Как вам такое: в ритуальных магазинах продавались специальные наборы для самоубийства. Или вот еще картина. Похороны. Близкие и родственники провожают человека в последний путь. При этом старшие из родственников несут маски предков. И с ними идет еще один странный человек... Ба! Да это сам покойник. Точнее, актер загримированный под умершего. Этому актеру предстоит еще сказать последнее слово от лица покойника с развязкой в конце - причиной смерти. Такая вот шевелящая волосы театральность!!!
Так что масштабы трагедии Колизея хоть и не уменьшаются, но становятся хотя бы объяснимыми. Они заигрались в жизнь, перепутав, где театр, а где - реальность.
Так что масштабы трагедии Колизея хоть и не уменьшаются, но становятся хотя бы объяснимыми. Они заигрались в жизнь, перепутав, где театр, а где - реальность.
***
Римский Форум
Когда я там очутилась, отстояв предварительно огромную очередь на вход рядом с какими-то школьниками, то задала себе вопрос: "Что ты тут делаешь, Кристина? Ведь ты совершенно не умеешь разбираться во всех этих остатках архитектуры". Поэтому я выключила рациональное мышление и предалась ощущениям.
Что такое Римский форум? Что такое "форум" вообще? Сейчас у нас самое главное значение этого слова - болтовня в интернете на избранную тему. А в Древнем Риме так называли площадь и прилегающие к ней здания, где была сконцентрирована основная общественно-политическая жизнь города. В принципе, происходила та же болтовня, но на государственном уровне. Это что-то типа нашего Кремля)))
Пейзаж пленит. Его хочется фотографировать. Терракотовые, мшисто-зеленые, уходящие в глубину подземелья цвета. Белоснежные бакланы - как символ свободы и вечности. Эти птицы вне времени. Они летали здесь и при Августе, и при Цезаре. Летают и сейчас.
Живописные развалины Древнего Рима сейчас привлекают объективы фотоаппаратов со всего мира. Раньше, когда не было фотографии, остатки великой цивилизации стремились запечатлить в карандаше и красках. Существовали целые серии рисунков, изображающих археологические раскопки. В общем, Рим никогда не был обделен потоком творческой энергии.
Форум существовал много лет. Мы сейчас видим раскопки, относящиеся к разным периодом. А древние римляне, жившие с разницей в 100-200 лет видели разный облик форума. Мы же видим срез истории.
Для интереса - посмотрим на карте размеры Римской империи:
Мой внутренний перфекционист умиляется. Как будто кто-то взял оранжевый толстый маркер и обвел Средиземное море по контуру))) Красота! В общем, это очень большая и лакомая территория. И вот гуляя по Римскому форуму, стоит закрыть глаза и предствить, что Римский форум - это был самый сконцентрированный сгусток энергии с такой огромной территории. Не знаю как вас, а меня эта мысль вдохновляет)))
***
Рим - вечный город. Времена Римской империи - одна из ярких вех этого города, но не единственная. История наслаивается. Потом было Средневековье, потом Возраждение. В Риме одна эпоха сосуществует с другой, а современный Рим живет вокруг этого исторического многообразия. Просто живет, не стремясь стереть, заточить в музей. Такая вот жизнь)))
Ярлыки: весна, Древний Рим, Италия, Колизей, путешествия, Рим, Римский форум
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница