понедельник, 15 апреля 2019 г.

На обломках Римской Империи


Едва ли есть более растиражированный символ Рима, чем Колизей. Его рисуют на обложках путеводителей, открытках, афишах, пакетах, футболках, салфетках, ручках, носках, брелоках... Этот список можно продолжать бесконечно. В общем, скажи мне "Рим", и я скажу тебе - "Колизей".


Но все-таки, чтобы капельку систематизировать свои знания, давайте, вспомним. Колизей - это огрмный театр, котрый был построен при правлении династии Флавиев. Строительство началось в 72ом году нашей эры при императоре Веспасиане и было закончено уже в 80ом при Тите. Это был такой подарок правящей династии своему народу. Перед Веспасианом империей правил Нерон, который так разгневал народ, что получил гражданскую войну в лоб. Поэтому следующий за Нероном император должен был как-то задобрить свой народ. А потому решил обеспечить его "хлебом и зрелищами", начав строительство масштабнейшего амфитеатра. И действительно - это было для народа. Вход в Колизей был бесплатным. Любой мог прийти в Колизей на выступление и занять место соответствующее своему титулу.

Масшабы и сроки строительства действительно потрясают:

  • Всего 8 лет.
  • Размеры амфитеатра - 188*156 м.
  • Высота достигает почти 50м.
  • Вместимость - выше 50 000 человек.

Чудо! При том, что использовался только ручной труд рабов. Никаких вам тракторов, экскаваторов и подъемных кранов!

Но что действительно потрясает, так это цифры погибших на сцене Колизея. Колизей не был театром в нашем привычном понимании, потому что там всё было по-настоящему. Гладиаторские бои, битвы человека с животными, битвы между животными - всё это было не сыгранным, а "взаправдашним". Такие вот цифры нашла я в интернете: за все время существования Колизея погиб 1 млн животных и около 500 тыс людей.

Первыми моими мыслями были ужас и непонимание. Как так? Что это за люди жили в начале нашей эры, что им нравилось смотреть на то, как умирают другие люди. Более того - они получали от этого наслаждение. Я стала думать, пытаться поставить себя на место тех людей и найти ответ на вопрос: "Почему они любили смотреть на смерть?"

И тут у меня две мысли:

№1. Людям любопытно. Это просто чистое любопытство! "Как? Что за низость!" - скажете вы. "Мы не такие!" - скажете вы. Я тоже сначала склонялась к таким восклицаниям. А потом посмотрела на километровые очереди желающих посмотреть Колизей внутри и поняла - мы такие же. Дело в том, что если ты не искусствовед и не историк, то внутри амфитеатра тебе делать абсолютно нечего. Снаружи Колизей пленит, узнаваемость формы так и щепчет "Сфоткай меня"... Но внутри-то - это просто развалины. Это просто старый разрушенный улей, изображение которого, кстати, легко можно найти в интернете. Но мы все равно почему-то не верим, стоим эти километровые очереди, замираем сердцем, когда попадаем внутрь, пройдя тройную броню охраны. И видим - ничего. А что вы хотели там увидеть? Кажется, каждый где-то на краю своей души все же надеется увидеть какое-нибудь дохлое животное или убитого гладиатора на арене Колизея. Короче, любопытство - такая мерзкая, тягучая животная слизь, которая заливает нам глаза и толкает подсматривать.


№2. Бои в Колизее прекратились, когда Рим стал христианским. Христианство запрещает убийство других людей. И неужели же это правда - единственной силой, которая сдерживает нас от убийства, является наша религия и закон, сформированный согласно этой религии, по ее нормам морали и заповедям? Все-таки общество оказывает огромное влияние на человека. Более того, человек - существо социо-биологическое. Поэтому все, что у нас небиологического имеет социальную природу. "Да нет же," - скажете вы, - "у меня характер! У меня воля! У меня принципы!  У меня стержень!". А я считаю, что не стоит приписывать себе стержень. Все, что составляет ваш стержень - это было когда-то влито в вас обществом. Или даже - общественным мнением. Просто иногда это было так давно, что вы уже забыли об этом.

Третью причину популярности Колизея в Древнем Риме я нашла у искусствоведа Паолы Волковой в книге "Мост через бездну". Она пишет об особенной вплетенности театра в жизнь римлянина. Мы все играем пьесу своей жизни. Но в отличие от нас, смерь римлянином воспринималась как театральный поворот сюжета. Честно - мне сложно в это поверить, но за что купила - за то и продаю. Так вот. Самоубийство в Риме не считалось грехом, катастрофой, малодушием. Более того, считалось, что человек сам властен поставить красивую точку в своей жизни, тем самым полностью срежиссировав жизненный спектакль. Как вам такое: в ритуальных магазинах продавались специальные наборы для самоубийства. Или вот еще картина. Похороны. Близкие и родственники провожают человека в последний путь. При этом старшие из родственников несут маски предков. И с ними идет еще один странный человек... Ба! Да это сам покойник. Точнее, актер загримированный под умершего. Этому актеру предстоит еще сказать последнее слово от лица покойника с развязкой в конце - причиной смерти. Такая вот шевелящая волосы театральность!!!

Так что масштабы трагедии Колизея хоть и не уменьшаются, но становятся хотя бы объяснимыми. Они заигрались в жизнь, перепутав, где театр, а где - реальность.

***

Римский Форум

Когда я там очутилась, отстояв предварительно огромную очередь на вход рядом с какими-то школьниками, то задала себе вопрос: "Что ты тут делаешь, Кристина? Ведь ты совершенно не умеешь разбираться во всех этих остатках архитектуры". Поэтому я выключила рациональное мышление и предалась ощущениям.


Что такое Римский форум? Что такое "форум" вообще? Сейчас у нас самое главное значение этого слова - болтовня в интернете на избранную тему. А в Древнем Риме так называли площадь и прилегающие к ней здания, где была сконцентрирована основная общественно-политическая жизнь города. В принципе, происходила та же болтовня, но на государственном уровне. Это что-то типа нашего Кремля)))


Пейзаж пленит. Его хочется фотографировать. Терракотовые, мшисто-зеленые, уходящие в глубину подземелья цвета. Белоснежные бакланы - как символ свободы и вечности. Эти птицы вне времени. Они летали здесь и при Августе, и при Цезаре. Летают и сейчас.




Живописные развалины Древнего Рима сейчас привлекают объективы фотоаппаратов со всего мира. Раньше, когда не было фотографии, остатки великой цивилизации стремились запечатлить в карандаше и красках. Существовали  целые серии рисунков, изображающих археологические раскопки. В общем, Рим никогда не был обделен потоком творческой энергии.


Форум существовал много лет. Мы сейчас видим раскопки, относящиеся к разным периодом. А древние римляне, жившие с разницей в 100-200 лет видели разный облик форума. Мы же видим срез истории.


Для интереса - посмотрим на карте размеры Римской империи:


Мой внутренний перфекционист умиляется. Как будто кто-то взял оранжевый толстый маркер и обвел Средиземное море по контуру))) Красота! В общем, это очень большая и лакомая территория. И вот гуляя по Римскому форуму, стоит закрыть глаза и предствить, что Римский форум - это был самый сконцентрированный сгусток энергии с такой огромной территории. Не знаю как вас, а меня эта мысль вдохновляет)))

***

Рим - вечный город. Времена Римской империи - одна из ярких вех этого города, но не единственная. История наслаивается. Потом было Средневековье, потом Возраждение. В Риме одна эпоха сосуществует с другой, а современный Рим живет вокруг этого исторического многообразия. Просто живет, не стремясь стереть, заточить в музей. Такая вот жизнь)))


Ярлыки: , , , , , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница