Нина Кандинская: "Кандинский и я"
Категоричность - последнее, к чему стоит прибегать, пытаясь понять творчество любого художника. Художник строит отдельный мир. Он строит его не для народа, а просто потому что имеет внутреннююю необходимость. Это надо понимать. Поэтому просто так зайти в этот мир и чувствовать себя как дома не получится. Надо работать. Работать в этом направлении сложно. Всем нам присуще оценочное мышление. Мы знаем, как надо, а чаще всего - еще и пытаемся научить других. Очень сложно заствить себя искренне считать, что может быть по-другому.
И вот с этими мыслями я пришла почитать про Василия Кандинского в воспоминаниях его жены - Нины Кандинской. Более всего из-за того, что его полотна вызывают у меня абсолютное отторжение. Хотя должна признать: мне не хватает для такого заявления встечи с ними в выставочном зале. Все-таки оценивать колористику по книжным репродукциям - занятие сомнительной целесообразности.
Нина Кандинская |
О книге.
О, к этой книге у меня много претензий! И самое главное: Нина Кандинская - не писатель. Она просто перечисляет факты. И эта сухость изложения не спровацировала wow-эффекта. Ей не удалось создать образ Кандинского-героя, в которого читатель влюбился бы. По крайней мере, для меня. Рассуждая над тем, что превращает биографию в художественное произведение, я пришла к выводу, что это - вовлеченность автора в жизнь человека, о котором он пишет. Позиция Нины Кандинской в книге слишком нейтральна. Возможно, таким образом она стремится к большей объективности. Возможно, она не хочет обнажать их с Кандинским личную жизнь, которая проистекала под фактами. Тут может быть еще с пяток "возможно". Но присутсвия Нины в книге я не почувствовала. Собственно, как и самого Кандинского. Ничего, кроме непроницаемой черно-белой фотографии статного человека в бликующий очках.
Василий Кандинский |
О цифрах и фактах.
1. Василий и Нина поженились, когда ему было 50, а ей - 17. И это был февраль 1917-ого года. На первый взгляд, вздор и прихоть пожилого мужчины. Выглядит все очень по желто-прессному. Но потом был почти 30-летний счастливый брак, постоянные переезды, нелегкие годы, испытания, постреволюционная Россия, нацистская Германия, оккупирвоанная Франция. И каждый день своей жизни они провели вместе. В книге упоминается, что у них даже не было счастливой возможности писать друг другу письма - они просто никогда не разлучались.
2. Кандинский начал заниматься живописью в 30 лет. Это моя любимая обнадеживающая цифра))) До этого в его жизни была юрисприденция, этнография и другие серьезные наук. В общем, ничего не предвещало такого поворота событий.
3. Три страны могут претендовать на звание страны Кандинского: Россия, Германия, Франция. Кандинский родился и получил образование в России. Все его состояние осталось в дореволюционной России. Становление Кандинского как художника проходило в Германии. И, возможно, если бы не режим Гитлера, Франция не появилась бы на горизонте. Но Кандинский вынужден был переехать во Францию. И она стала его последним пристанищем.
4. Кандинский совместо с Францем Марком был инициатором и создателем альманаха "Синий всадник", посвященного современному искусству в целом. Кроме репродукций изобразительного искусства, в альманах также входили ноты современнной музыки, тексты писателей и поэтов. В общем, это был такой котел, наполненный эстетикой XX-ого века. К сожалению, им удалось издать только один номер. И я мечтаю заполучить его репринт))))
Эскиз обложки альманаха "Синий всадник", автор - В. Кандинский, 1911 год |
5. Первая абстрактная акварель Кандинского датируется 1910-ым годом. В искусстве XX века не последнюю роль играет новаторство. В книге категорически отстаиваются права Кандинского на его первенство в мире абстрактной живописи.
6. Кандинский был преподавателем Баухауса все время существования последнего: в Веймаре, Дессау и Берлине. Это с 1922 по 1933 год. Как известно, Баухаус - священная корова для дизайнеров и около того. Я, собственно, и книгу-то эту купила, чтобы почитать про Баухаус в жизни Кандинского)))
7. Кандинский умер в 1944 году в возрасте 78-ми лет (Нёйи-сюр-Сер, Франция). Сама Нина пережила своего мужа на 36 лет. Всю оставшуюся жизнь она посвятила популяризации творчества Василия Кандинского.
О живописи.
О живописи Кандинского я не скажу ничего. Я страдаю непониманием, и эта книга мне нисколечки не помогла. В свое время я научилась понимать Малевича. Это четкая, лаконичная, геометрическая эстетика очень легко в меня вошла. Буквально пара книг, и залы супрематизма в Третьяковке перестали меня пугать.
С Кандинским все непросто. Кажется, главная проблема - в нелаконичности. Дело обстоит так же как с математикой. Мы научились понимать школьную математику (читай - фигуративное искусство). Предположим, есть какой-то очень сложный раздел высшей математики. Предположим, мы пытаемся его понять. Там куча теорем различной сложности и глубины. Ухватитесь за короткую теоремку (== лаконичную) - и мозг согласиться кое-что предположить, кое-что принять на веру, кое-что даже быстренько понять на грани ваших возможностей. Но если взять длинную и запутанную теорему (==нелаконичную), то тут пара принятых на веру формулировок - и вы уже не сведете концы с концами во всех этих бесконечных "следовательно". Так и с живописью Кандинского: я не могу свести концы с концами.
***
И напоследок несколько репродукций.
Композиция VI, 1913 год |
Ипровизация холодных форм, 1914 |
Москва. Красная площадь, 1916 |
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница